Виталюр выпустил говорящие шоколадные открытки

Дореволюционные московские кондитерские

К то придумал печенье «Юбилейное», конфеты «Гусиные лапки» и «Мишка косолапый»? Какие изыски готовили старинные кондитерские фабрики и что кроме лакомств они предлагали своим покупателям? В нашем материале — истории трех известных сладких производств, которые начались с маленьких лавочек и магазинчиков в Москве XIX века.

Фабрика Абрикосова — концерн «Бабаевский»

История этой фабрики началась в конце XVIII века с крепостного помещиков Левашовых — Степана Николаева. Он прославился домашней пастилой и мармеладом, которые готовил из яблок барского сада. Когда весть о его сладостях дошла до Москвы, доморощенный кондитер стал готовить их на заказ — для свадеб и других торжеств. На вырученные деньги он купил вольные для себя и семьи, получил свободу и прозвище Обрекосов, которое позже превратилось в известную фамилию. В 1804 году бывший крепостной открыл в Москве маленькую лавку.

Расцвет дела пришелся на конец XIX века, когда внук Степана Абрикосова Алексей превратил небольшое производство в целую сеть кондитерских, чайных и кофеен. В конце века сладкие товары продавались в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Киеве, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде. На фабрике Абрикосова производили 400 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год, а общая прибыль составляла более 2,5 миллиона рублей. О сладостях кричала реклама — афиши призывали покупать мармелад «Лилипут», конфеты «Утиные носы», «Раковые шейки», «Гусиные лапки», монпансье из фруктовых соков, каштаны в сахаре и шоколад разных сортов. В 1899 году товарищество «Абрикосов А.И. и сыновья» получило почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Покупатели ценили не только изысканный вкус, но и интересную упаковку лакомств. Металлические, деревянные, бархатные коробочки, плетеные корзинки, стеклянные банки хранили как сувениры и использовали в быту. На фабрике выпускали наборы к юбилейным и праздничным датам, в фантики вкладывали открытки, бумажные игрушки, мозаики и головоломки. Абрикосову приписывают появление в России шоколадных зайцев и дедов морозов, обернутых в фольгу.

Сладости Абрикосова любили в столице. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» вспоминал о шоколадных конфетах «с кусочками ананаса на кружевной бумажке» и особом «удивлении», который однажды подали к праздничному обеду. Это был «по заказу от Абрикосова, вылитый из цветных леденцов душистых, в разноцветном мороженом, светящийся изнутри — живой «Кремль».

После революции кондитерская фабрика получила название «Бабаевская» в честь героя Гражданской войны Петра Бабаева. Сегодня в историческом здании по адресу Малая Красносельская, 7, располагается музей шоколада и какао «МИШКа».

Кондитерская Эйнема — фабрика «Красный Октябрь»

Основателя этой кондитерской — предпринимателя Фердинанда Теодора фон Эйнема — в России звали Федор Карлович. В 1850 году год он приехал в Москву и начал свой бизнес: продавал пиленый сахар. Позже Эйнем открыл небольшую шоколадную мастерскую на Арбате, которая через 20 лет разрослась до огромной фабрики на берегу Москвы-реки. После смерти Эйнема дело взял в свои руки его компаньон Юлиус Гейс. К началу XX века у фирмы «Эйнем. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений» работали бисквитный, шоколадный, халвичный и другие цеха, ее магазины были в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

Читайте также:  Яна Кошкина рассказала как избавилась от тяги к сладкому

На фабрике разрабатывали уникальные рецепты конфет и шоколада, вафель и печенья, мармелада и пряников. Выпускали конфеты для дам, детей и даже специальный мужской шоколад: его этикетки украшали рисунки с сюжетами охоты. Кондитеры Эйнема придумали множество лакомств, среди них — конфеты с шоколадным кремом «Ну-ка, отними» и «Мишка косолапый», которые выпускаются и сегодня. Есть версия, что название для второго лакомства придумал сам Юлиус Гейс: он увидел картину Ивана Шишкина на выставке передвижников и решил сделать серию конфет «Русские художники».

Гейтс много внимания уделял рекламе и продвижению товара. О его десертах писали в газетах, в журналах, на городских афишах. Фантики и коробки оформляли художники Михаил Врубель и Александр Бенуа. Композитор Карл Фельдман по заказу Эйнема написал несколько «сладких» мелодий: «Шоколадный вальс», «Танец какао», «Вальс-монпасье» и «Кекс-галоп». Покупателям прдлагалось собрать определенное количество этикеток и получить приз — ноты произведений.

В коробки шоколадных конфет вкладывали открытки. Набор «Москва в XXIII веке» состоял из футуристических видов города будущего с дирижаблями, аэропланами, подвесной железной дорогой и другими техническими «чудесами».

Серию открыток переиздали в 2010 году на фабрике «Красный Октябрь» — так стал называться завод Эйнема после революции. Историческое здание фабрики сохранилось и находится по адресу Берсеневская набережная, 6. Сейчас там располагается технологический центр «Цифровой октябрь».

Производство А. Сиу и Ко — фабрика «Большевик»

Адольф Сиу приехал в Москву из Франции. Вместе с женой он открыл на Арбате маленький магазинчик домашних сладостей. Когда семейное производство перешло к сыновьям — Шарлю и Адольфу, — они вместе с кузеном Армандом создали фабрику «С. Сиу и Ко», которая стала одной из самых крупных в России.

Кондитеры Сиу предлагали покупателям много оригинальных сладостей: жженый кофе, сливочную карамель, печенье, которое удобно брать в поход, детские шоколадные наборы «Азбука», «История» и «География» с заданиями и головоломками и бюджетный шоколад. Они же придумали рецепт легендарного печенья «Юбилейное». Его создали в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых, и лакомство продается под этим брендом до сих пор.

Еще одна новинка от «Сиу» — питьевой шоколад. Десерт напоминал сегодняшнюю сгущенку, реклама описывала его так: «шоколад на сгущенном молоке в виде теста, уложенного в герметично закупоренную жестяную банку, что удобно для путешественников, могущих всегда выпить чашку вкусного шоколада в пути».

К концу XIX века фабрике принадлежали 20 цехов, в которых трудились более 1,5 тысячи рабочих. Здесь изготавливали не только сладости, но и мыло, парфюмерию и декоративную косметику. К юбилею Романовых на фабрике выпустили одеколон, пробка его флакона была выполнена в форме герба Российской империи. Также при заводе было бумажное производство и небольшая типография.

Читайте также:  На 3D-принтере напечатали шоколадную конфету с жидкой начинкой

После революции кондитерскую фабрику «Сиу и Ко» переименовали в «Большевик». Сегодня в историческом здании по адресу Ленинский проспект, 15, находится одноименный бизнес-центр.

Краткая история русских конфет.

Рассказала Мария Головкина,одна из основателей московского музея истории русского шоколада.

В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк — человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.

Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние — конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.

В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве — 213, а по всей России — более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла. Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз — Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики — «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал. Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый — и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва — купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты. Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник — Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.

Читайте также:  6 жирных продуктов полезных при похудении

Нескольким крупным московским фабрикам удалось уцелеть после революции: «Товарищество Эйнем», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей», фабрика «А.Сиу и Ко», на которой к 300-летию дома Романовых было придумано печенье «Юбилейное», крайне популярное в советское время. В Санкт-Петербурге устояла фабрика «Жорж Борман» — участник семи европейских выставок. Кстати, именно Борман первым придумал у нас открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Еще он был знаменит тем, что первым в Санкт-Петербурге поставил автомат для питьевого какао. Но быстро его закрыл, потому что люди кидали сразу 30 копеек вместо 15 в надежде получить две порции одновременно, били по автомату; в общем, не получилось. Множество других замечательных фабрик не сохранилось: «Блигкен и Робинсон», «Паровая фабрика кондитерских изделий Динга», «Паровая фабрика кондитерских товаров Яни», «М.Конради». В основном ими владели иностранцы, гонения на которых начались уже в 1914 году с началом Первой мировой войны. Многие побросали свои фабрики еще до революции и уехали. А кого-то расстреляли, как греков-кондитеров Яни.

После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала, правда, им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже. «А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова — это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» — «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» — фабрика имени Самойловой. Национализированные фабрики работали по старой рецептуре, более того — она стала открытой. Выпускали книги, в которых подробно были прописаны рецепты известных конфет, и практически в каждом городе была своя шоколадная фабрика, которая могла делать эту конфету сколько угодно. В первое время почти все фабрики в скобках дописывали на обертке бывшее название производителя, (например, «бывшее товарищество Эйнем»), чтоб покупатели не терялись. Но уникальность пропала: можно было копировать и название, и рецептуру, и обертку. В первые годы СССР заметно потерялись качество и красочность упаковки. Наладилось дело после войны, стало появляться много достойной упаковки, на «Красном Октябре» тогда главным художником работал Леонид Челноков, ученик Эммануила Андреева. Челноков работал на фабрике всю жизнь, а когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, хотя он нарисовал тысячи оберток и коробок и даже логотип «Красного Октября». Тогда с авторскими правами вообще было сложно, выросшая Елена Геринас — девочка с «Аленки» — тоже судилась и тоже зря: образ с шоколадки оказался «собирательным». Но важно понимать, что, несмотря ни на что, в СССР все равно выпускали отличный шоколад: этому помогали система ГОСТов и качественные какао-бобы. А вот этикетки некоторых популярных конфет и их история.

Ссылка на основную публикацию