Рост фискальной нагрузки в РФ привел к подорожанию сладосте

Рост фискальной нагрузки в РФ привел к подорожанию сладосте

Президент России Владимир Путин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева проверить рост ​фискальной нагрузки и обязательных платежей в регионах. Такое поручение он дал Медведеву на совещании с членами правительства в «Ново-Огарево».​

«Профсоюзы обращают внимание на то, что, по их мнению, растет фискальная и квазифискальная нагрузка на население. Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни», — заявил Путин. «Дмитрий Анатольевич, посмотрите [. ] с коллегами», — добавил он, обращаясь к премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Что такое фискальная нагрузка?

В российских реалиях к фискальным платежам относятся прежде всего налоги и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования). При этом социальные взносы за работников формально уплачивают работодатели, но фактически эти взносы (в сумме 30% от зарплат), как и НДФЛ в размере 13%, определяют конечный уровень зарплат.

Минфин рассчитывает фискальную нагрузку в целом на экономику (бизнес и население) как сумму всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджетную систему в процентах от ВВП. В 2017 году этот показатель составил 31,08%, увеличившись с 29,20% ВВП в 2016 году.

Хотя в целом в России «не такая уж огромная налоговая нагрузка», население платит «фактически больше 50% со своей зарплаты», рассуждает директор Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, в указанные 50% входят 13% НДФЛ, 30% — взносы в социальные фонды, 4% — «инфляционный налог» и 3–5% — «коррупционный налог».

Что имеется в виду под квазифискальными платежами?

Определения этого понятия нет, и неизвестно в точности, что имел в виду президент. Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию о том, что считать «неналоговыми платежами».

С точки зрения оценки финансовой нагрузки на граждан имеет смысл использовать понятие «обязательные платежи» по методологии Росстата. Именно это понятие позволяет оценивать реальные располагаемые доходы граждан — то, что остается у населения на руках после уплаты всех обязательных платежей с учетом инфляции.

Росстат включает в обязательные платежи:

  • налоги (такие как НДФЛ и налоги на имущество физлиц — на жилье, землю и транспорт);
  • взносы и сборы (страховые взносы во внебюджетные фонды, ОСАГО);
  • проценты по кредитам;
  • штрафы (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).

По данным Росстата (за 2016 год), в структуре обязательных платежей около 58% приходится на налоги и сборы и около 30% — на проценты за предоставленные кредиты (только в 2016 году россияне выплатили 1,77 трлн руб. за пользование кредитами).

Аналогично тому как ФНС рассчитывает фискальную нагрузку на бизнес как отношение уплаченных налогов и сборов к выручке компании, фискальной/квазифискальной нагрузкой на население можно считать долю денежных доходов населения, направляемую на уплату обязательных платежей и взносов. По данным Росстата, эта доля растет с 2015 года, когда она составляла 10,9%, и по итогам 2017 года достигла 11,8%. Но у Росстата нет оперативных данных по 2018 году.

Что еще можно включать в квазифискальную нагрузку?

Например, платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт (поскольку они вменяются государством). По данным Росстата, 10,7% потребительских расходов российских домохозяйств идут на оплату жилищных услуг, воды, электричества, газа.

С другой стороны, можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2019 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Как заявил в конце октября председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, повышение ставки НДС означает «увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5183 руб. в год». «Без повышения НДС рост реальной заработной платы составил бы 2,3%; по планам правительства — 1,1%. То есть повышение НДС отберет больше половины роста реальных доходов у населения», — сказал Шмаков.

Растет ли нагрузка?

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», — утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова (.pdf).

Рост фискальной нагрузки на население ощущается «во всех регионах и городах», заявил РБК Михаил Шмаков. В качестве примеров он перечислил:

  • повышение штрафов;
  • цены на бензин;
  • налоги на собственников исходя из кадастровой стоимости жилья и земельных участков.

«В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», — отметил Михаил Шмаков.

В качестве примера квазифискальной нагрузки Шмаков привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами. Информацию об этом председатель ФНПР передал президенту на встрече 9 ноября. После проверки в регионах, по его мнению, должны быть приняты «решения, которые бы остановили неконтролируемый рост этой нагрузки, а где-то и вызвали снижение».

Население почувствовало определенный рост расходов на уплату налога на имущество с момента перехода на оценку налога по кадастровой стоимости, сказал РБК директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. «Если говорить о косвенных налогах: НДС с 1 января вырастет с 18 до 20% по всем категориям товаров, работ и услуг, за исключением ограниченного списка [товаров и услуг], которые подпадают под 10%», — напомнил Никитин. По его словам, граждане воспринимают приблизительно как одно и то же и плату за ЖКХ, и налоги на имущество, и все налоги в целом, поэтому увеличение квартплаты и расходов на электроэнергию может восприниматься гражданами как увеличение фискальной нагрузки.

Рост фискальной нагрузки будет серьёзным ударом по экономике России

Такие показатели нельзя назвать катастрофичными, но они заставляют искать ответы на вопросы о необходимости сохранения бюджетного правила, повышения налогов, коррекции расходов, потенциальном росте долга и использования средств резервных фондов для финансирования потенциального дефицита и стимулирования экономики. Мы рассмотрели влияние различных подходов к изменению бюджетной политики и оценили вероятность их осуществления, а также потенциальное макроэкономические последствия. Экономически наименее безболезненными оказались варианты с оптимизацией расходов бюджета за счет коррекции затрат на оборону и увеличением государственного долга. В текущих геополитических условиях такие меры выглядят маловероятными, поэтому мы ожидаем увеличения фискальной нагрузки за счет повышения НДС, использования накопительной части пенсии для текущих выплат и отказа от бюджетного правила.

Рост фискальной нагрузки будет серьёзным ударом по экономике

За последние пятнадцать лет структура доходов бюджета значительно изменилась. Основной скачок роста его зависимости от производства и продажи нефти, газа и нефтепродуктов пришёлся на 2001-2006 годы. Доля доходов от налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин (свыше 90% составляет углеводородное сырьё) в консолидированном бюджете за этот период выросла с 18% до 28% и сохраняется на таком уровне по настоящий момент. С 14% до 19% выросла доля социальных налогов, которые в 2010 году были заменены страховыми взносами. Доля налогов на прибыль, доходы, НДС и акцизов на протяжении последних 15 лет снизилась с 60% до 37%.

Доля доходов в консолидированном бюджете

После 2011 года стабильные цены на нефть и замедление экономики привели к тому, что темпы роста доходов бюджета начали падение. По итогам 2013 года изменение фактически было нулевым, а доходы по отдельным видам налогов даже снизились, например собираемость налога на прибыль упала на 13%. Продолжение негативной тенденции вынуждает Минфин искать новые источники поступлений, ведь рост расходов в ближайшие два года будет происходить на 8-9%.

Доходы и расходы консолидированного бюджета, руб.

Последнее время все активней обсуждается идея увеличения налогов для пополнения казны. В первую очередь дополнительные ресурсы планируется направить на финансирование дефицита бюджетов регионов, который в 2013 году достиг исторического максимума в 640 млрд. рублей. Можно выделить два потенциальных метода решения вопроса налоговыми мерами. Во-первых, непосредственно повысить налоги, идущие в бюджет региона. Во-вторых, увеличить налоги, идущие в федеральный бюджет, а потом в виде межбюджетного трансферта перенаправить субъектам.

Читайте также:  Йогурт предлагают исключить из списка полезных продуктов

Налог на прибыль

К первому методу относится повышение налога на прибыль организаций, максимальная ставка по которому сейчас составляет 20%, из которых 18% зачисляется в бюджет субъектов. Если средний темп падения прибыли сохранится на уровне 12%-15%, то рост налога на 4% по нашим расчетам может дать до 430 млрд. рублей дополнительных доходов в год. Однако его увеличение сейчас выглядит крайне опасной идеей. Предприятия в 2014 году и так начали сокращать инвестиции, которые являются основой экономического роста. Поэтому не исключено, что может сработать эффект отрицательного налогового мультипликатора и собираемость налога не превысит намеченного ориентира, спровоцировав ухудшение инвестиционного климата. Учитывая, что на выплату дивидендов компании в России в среднем расходуют 30% от прибыли, то увеличение налога на 4% приведет к дополнительному сокращению инвестиций в размере 300 млрд. рублей в год.

Инвестиции в основной капитал и прибыль, Россия

Еще одной инициативой может стать возвращение косвенного налога с продаж в размере до 3%, что должно обеспечить бюджетам субъектов дополнительные доходы в размере 200 млрд. рублей (по оценке министра финансов Антона Силуанова). Тем не менее, его введение наряду с НДС является не самым рациональной стратегией. По сути это будет способствовать росту издержек на администрирование при налогообложении схожей с НДС налоговой базы. Налог с продаж разумно вводить вместо НДС, однако если выбирать между повышением НДС и дополнительным введением предпочтительней будет первое решение.

Повышение максимальной ставки НДС с 18% до 20% уже в 2015 году выглядит весьма вероятным сценарием. Однако в этом случае дополнительный доход получит федеральный бюджет, а регионы будут вынуждены ждать межбюджетного трансферта. Потенциальный дополнительный доход от налога по нашим расчетам может составить до 400 млрд. рублей. Негативным эффектом станет рост цен для конечного потребителя, что усугубит худшую за 4 года динамику роста розничных продаж. Тем не менее, в отличие от налога на прибыль увеличение НДС не должно напрямую затронуть инвестиции.

Взносы в социальные фонды

Помимо решения проблемы дефицита бюджета субъектов Минфину необходимо искать дополнительные источники пополнения внебюджетных фондов, прежде всего, Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В 2013 году совокупные расходы на здравоохранение составили 2,4 трлн. рублей, из которых 1,1 трлн. были обеспечены выплатами ФОМС, около 500 млрд. рублей – федеральным бюджетом, остальное – из бюджетов субъектов. Согласно планам Минфина, их финансирование постепенно должно полностью переложено на ФОМС, поэтому в ближайшие годы расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличиваться практически не будут. Вместо этого дополнительная фискальная нагрузка может коснуться лиц, получающих зарплату выше 624 тыс. рублей в год. На данный момент социальные платежи этой категории граждан ограничиваются взносом в Пенсионный фонд размере 10% от зарплаты. Предполагается, увеличить её на 5,1%, которые будут зачисляться в ФОМС, что по оценкам Минфина способно принести фонду 200 млрд. рублей. Это отрицательно скажется на динамике реальных доходов населения, рост которых к 2014 году практически сократился до нуля.

В случае с Пенсионным фондом из 6,3 трлн. рублей расходов, 2,8 трлн. финансируется из федерального бюджета. Остальное формируется из страховых (16,1% от зарплаты) и накопительных (6% от зарплаты) взносов. Страховые взносы идут на выплату текущего пенсионного обеспечения, накопительные инвестируется через НПФ или ВЭБ и должны пойти на выплату будущей пенсии гражданина, осуществляющего платёж. Однако подобная система, по-видимому, уже не сохранится. За 2014 год взносы на накопительную часть, которые должны были быть направлены в НПФ, расходуются на финансирование текущих пенсионных выплат, что позволяет сократить трансферт из федерального бюджета на сумму в 250 млрд. рублей. В 2015 году накопительная часть будет полностью направлена на текущие выплаты, что непосредственно не повлияет на фискальную нагрузку, но уменьшит будущие выплаты гражданам практически на 500 млрд. рублей, а экономика лишится их в виде долгосрочных займов, которые потенциально могли бы быть направлены на инвестиции.

Какой налог несет наименьший вред

Наименее болезненным методом ужесточения налоговой политики может стать увеличение НДС на 2%, дополнительные доходы от которого направятся в виде межбюджетного трансферта в регионы. Как и в случае введения налога с продаж это ускорит инфляцию и скажется на сокращении потребительского спроса. Тем не менее, увеличение НДС не потребует дополнительных издержек на администрирование со стороны налоговых служб и не заставит предпринимателей нести расходы на ведение еще одного типа учёта. Наиболее неблагоприятным сейчас выглядит повышение налога на прибыль, которое приведёт к более длительной стагнации инвестиций, уже наблюдаемой в 2014 году.

Текущая максимальная ставкаДополнительный доход бюджета в годЭффект на экономику
Увеличение НДС на 2%18%до 220 млрд рублейРост цен, сокращение розничных продаж
Введение регионального налога с продаж до 3%0%до 200 млрд рублейРост цен, сокращение розничных продаж, дополнительные издержки налоговой по сбору налогов, увеличение затрат на ведение учета
Увеличение налога на прибыль на 4%20%до 400 млрд рублейСокращение инвестиций, удар по деловому климату
Использование накопительной части пенсии на текущие расходыСокращение трансферта из федерального бюджета на пенсионное обеспечение до 500 млрд рублейСохранение распределительной пенсионной системы, сокращение предложения денег для долгосрочного инвестирования

Относительно мировых стандартов фискальной нагрузки Россия имеет пространство для маневра. Отношение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на данный момент составляет около 36% от ВВП. Это выше, чем у многих развивающихся стран, например, Китая или Индии, но значительно меньше, чем у большинства Европейских стран (43-45%) или США (42%).

Налоговая нагрузка, % от ВВП (включая социальные налоги)

Тем не менее, увеличение налоговой нагрузки может не достичь предполагаемых целей по собираемости. В условиях замедляющейся экономики более высокие ставки налогообложения будут компенсированы падением инвестиций и потребления, а соответственно, сокращением налоговой базы в следующем периоде. Это означает, что, даже, подняв налоговую нагрузку, Минфин может не решить проблем сбалансированности и бюджета и будет вынужден прибегнуть к иным способам финансирования дефицита.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Публикации в СМИ

Штрафы и цены на бензин: как растет финансовая нагрузка на население

РБК: Фискальная и квазифискальная нагрузка на население в регионах растет, обратил внимание президент России Владимир Путин на совещании с правительством. Он поручил Дмитрию Медведеву проверить, «что в реальной жизни там происходит». Хотя в целом в России «не такая уж огромная налоговая нагрузка», население платит «фактически больше 50% со своей зарплаты», рассуждает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, в указанные 50% входят 13% НДФЛ, 30% — взносы в социальные фонды, 4% — «инфляционный налог» и 3–5% — «коррупционный налог».

Президент России Владимир Путин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева проверить рост ​фискальной нагрузки и обязательных платежей в регионах. Такое поручение он дал Медведеву на совещании с членами правительства в «Ново-Огарево».​

«Профсоюзы обращают внимание на то, что, по их мнению, растет фискальная и квазифискальная нагрузка на население. Надо провести анализ того, что происходит по отраслям и по регионам, понимать, что реально, в реальной жизни там происходит. Не на бумажках, а в реальной жизни», — заявил Путин. «Дмитрий Анатольевич, посмотрите [. ] с коллегами», — добавил он, обращаясь к премьер-министру Дмитрию Медведеву.

Что такое фискальная нагрузка?

В российских реалиях к фискальным платежам относятся прежде всего налоги и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования). При этом социальные взносы за работников формально уплачивают работодатели, но фактически эти взносы (в сумме 30% от зарплат), как и НДФЛ в размере 13%, определяют конечный уровень зарплат.

Минфин рассчитывает фискальную нагрузку в целом на экономику (бизнес и население) как сумму всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджетную систему в процентах от ВВП. В 2017 году этот показатель составил 31,08%, увеличившись с 29,20% ВВП в 2016 году.

Хотя в целом в России «не такая уж огромная налоговая нагрузка», население платит «фактически больше 50% со своей зарплаты», рассуждает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, в указанные 50% входят 13% НДФЛ, 30% — взносы в социальные фонды, 4% — «инфляционный налог» и 3–5% — «коррупционный налог».

Читайте также:  Российские потребители теряют аппетит к сладостям из-за роста цен

Что имеется в виду под квазифискальными платежами?

Определения этого понятия нет, и неизвестно в точности, что имел в виду президент. Финансово-экономический блок правительства и экспертное сообщество до сих пор ведут дискуссию о том, что считать «неналоговыми платежами».

С точки зрения оценки финансовой нагрузки на граждан имеет смысл использовать понятие «обязательные платежи» по методологии Росстата. Именно это понятие позволяет оценивать реальные располагаемые доходы граждан — то, что остается у населения на руках после уплаты всех обязательных платежей с учетом инфляции.

Росстат включает в обязательные платежи:

  • налоги (такие как НДФЛ и налоги на имущество физлиц — на жилье, землю и транспорт);
  • взносы и сборы (страховые взносы во внебюджетные фонды, ОСАГО);
  • проценты по кредитам;
  • штрафы (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).

По данным Росстата (за 2016 год), в структуре обязательных платежей около 58% приходится на налоги и сборы и около 30% — на проценты за предоставленные кредиты (только в 2016 году россияне выплатили 1,77 трлн руб. за пользование кредитами).

Аналогично тому как ФНС рассчитывает фискальную нагрузку на бизнес как отношение уплаченных налогов и сборов к выручке компании, фискальной/квазифискальной нагрузкой на население можно считать долю денежных доходов населения, направляемую на уплату обязательных платежей и взносов. По данным Росстата, эта доля растет с 2015 года, когда она составляла 10,9%, и по итогам 2017 года достигла 11,8%. Но у Росстата нет оперативных данных по 2018 году.

Что еще можно включать в квазифискальную нагрузку?

Например, платежи за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы за капремонт (поскольку они вменяются государством). По данным Росстата, 10,7% потребительских расходов российских домохозяйств идут на оплату жилищных услуг, воды, электричества, газа.

С другой стороны, можно учитывать непрямые налоги. Так, например, акцизы на бензин включаются в конечную цену и переносятся на потребителя. Бремя уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), который с 2019 года повышается до 20%, тоже несет потребитель. Как заявил в конце октября председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, повышение ставки НДС означает «увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5183 руб. в год». «Без повышения НДС рост реальной заработной платы составил бы 2,3%; по планам правительства — 1,1%. То есть повышение НДС отберет больше половины роста реальных доходов у населения», — сказал Шмаков.

Растет ли нагрузка?

«Исходя из принимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в следующем бюджетном цикле будет возрастать как за счет роста ставок отдельных налогов и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования», — утверждают эксперты Российского экономического университета имени Плеханова.

Рост фискальной нагрузки на население ощущается «во всех регионах и городах», заявил РБК Михаил Шмаков. В качестве примеров он перечислил:

  • повышение штрафов;
  • цены на бензин;
  • налоги на собственников исходя из кадастровой стоимости жилья и земельных участков.

«В последнее время растут различные обязательные выплаты, неоправданно повышаются штрафы, в том числе за нарушение ПДД, цены на бензин, налоги по кадастровой стоимости на земельные участки и недвижимость. И это на фоне роста цен в магазинах в связи с инфляцией. Все это болезненно воспринимается людьми», — отметил Михаил Шмаков.

В качестве примера квазифискальной нагрузки Шмаков привел исполнительский сбор 7% за взыскание штрафов за нарушение ПДД судебными приставами. Информацию об этом председатель ФНПР передал президенту на встрече 9 ноября. После проверки в регионах, по его мнению, должны быть приняты «решения, которые бы остановили неконтролируемый рост этой нагрузки, а где-то и вызвали снижение».

Население почувствовало определенный рост расходов на уплату налога на имущество с момента перехода на оценку налога по кадастровой стоимости, сказал РБК директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. «Если говорить о косвенных налогах: НДС с 1 января вырастет с 18 до 20% по всем категориям товаров, работ и услуг, за исключением ограниченного списка [товаров и услуг], которые подпадают под 10%», — напомнил Никитин. По его словам, граждане воспринимают приблизительно как одно и то же и плату за ЖКХ, и налоги на имущество, и все налоги в целом, поэтому увеличение квартплаты и расходов на электроэнергию может восприниматься гражданами как увеличение фискальной нагрузки.

Авторы: Иван Ткачёв, Антон Фейнберг, Ольга Агеева, Юлия Старостина

Названа причина будущего подорожания сладостей

Сладости в России подорожают. Об этом «Известиям» сообщили в Московской торгово-промышленной палате. Представители бизнеса допустили, что в ближайшие полгода рост цен на кондитерские изделия может составить 5-7%.

Причиной этому — изменения в НДС. Пальмовое масло потеряло льготные 10%. Госдума 24 июля приняла в третьем чтении законопроект, повышающий НДС пальмового масла до 20%. Продвигал такую инициативу председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Главное, конечно, сделать все для того, чтобы на полки магазинов не попадали некачественные товары. Нам необходимо сделать все возможное для того, чтобы гражданин под видом продукции, изготовленной, допустим, из молока, не получал заменитель из пальмового масла, сыр из пальмового масла и так далее», — отмечал он.

По оценке Володина, отмена льгот для пальмового масла может принести в бюджет дополнительно 5 млрд рублей. Их планируется направить на поддержку производства молока. Вступает в силу документ в октябре.

Льготная ставка НДС действовала для пальмового масла в течение 15 лет.

Соответственно, теперь ожидается, что рост цен на пальмовое масло вызовет рост цен на продукцию, при производстве которой данный продукт используют. Между тем, хотя в сладостях пальмовое масле в чистом виде не используют, оно применяется при производстве жиров, которые необходимы кондитерам.

«Пальмовое масло в чистом виде не используется в кондитерской промышленности, из него производят жиры различного назначения, в том числе маргарин и спреды. Именно их применяют при изготовлении сладостей, молочной продукции и т.д. Из-за роста НДС стоимость сырья может вырасти до 10% в зависимости от содержания в нем пальмового масла», — заявила «Известиям» исполнительный директор Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Екатерина Нестерова.

Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что найти замену пальмовому маслу проблематично. Животные жиры, например, молочные — более дорогие, их не всегда могут позволить себе производители, объяснила замглавы комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова.

Ранее с возражением против отмены льготного НДС выступили крупные поставщики, которые назвали эти меры дискриминацией и заявили о том, что это нарушает правила ВТО. Малайзийский совет производителей пальмового масла отмечал тогда, что пальмовое масло беспрепятственно импортируется. Среди лидеров по потреблению масла в пищевых целях — страны ЕС, США и Япония. Россия в этом списке — 17-я.

Подорожают кондитерские изделия или нет — будет зависеть от ценовой политики поставщиков пальмового масла и производителей кондитерских жиров, отмечают «Известия».

Однако после роста НДС на пальмовое масло будет повышаться в стоимости выпечка и детское питание, утверждали эксперты, опрошенные «Российской газетой».

Как рассказывал исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев, заменить пальмовое масло другими жирами растительного происхождения в кондитерских изделиях и в детском питании нельзя.

По его словам, такое масло добавляют в детское питание как заместитель грудного молока. На цене детского питания повышение НДС пальмового масла отразится в меньшей степени, поскольку его доля в продукте невелика, добавляла газета.

Некоторые эксперты, наоборот, увидели в отмене льгот для «пальмы» положительную тенденцию.

Например, после повышения НДС россияне станут реже потреблять продукцию с заменителями молочных жиров. Это, в частности, спреды или сырные продукты. Об этом заявил в беседе с «Российской газетой» генеральный директор Союзмолоко Артем Белов.

В 2018 году Россия импортировала 1,06 млн тонн пальмового масла, что на 18,9% больше, чем в 2017 году, свидетельствуют данные на сайте Росстата. Пальмовое масло — одно из самых дешевых, его активно используют кондитеры по всему миру. Им заменяют и животные жиры. Тем не менее споры о его вреде продолжаются до сих пор.

Начиная с 1 июля, правительство России обязало выделять продукты с молочными жирами и их заменителями на полках магазинов.

«В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира», — говорится в постановлении «О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров».

Читайте также:  В Иордании силовики нашли крупную партию наркотиков, замаскированных под шоколад

Фискальная нагрузка на россиян растет

Увеличение расходов, которые вынужден делать среднестатистический россиянин, стало причиной обеспокоенности президента РФ Владимира Путина. На правительственном совещании, которое состоялось в резиденции Ново-Огарево, он поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву выяснить, какова динамика реального финансового положения граждан. Повышенное внимание следует уделить информации о том, что величина фискальных платежей и обязательных взносов неналогового характера в субъектах федерации заметно выросла.

Путин сослался на данные профсоюзных организаций, которые утверждают, что россияне вынуждены оплачивать растущие налоговые и квазифискальные начисления. Следует проанализировать ситуацию в различных сегментах экономики, а также на разных территориях и выяснить, каково истинное положение дел. Проверкой следует заняться Медведеву и министрам, резюмировал глава государства.

Как отмечает РБК, фискальные сборы, которые уплачивают физические лица, это, в первую очередь, налоги, а также страховые отчисления в Пенсионный фонд и фонды медицинского и социального страхования. Процедурно отчисление взносов осуществляют работодатели, и возможности уклониться от их уплаты у официально трудоустроенных граждан нет. Но фактически деньги платят граждане, поскольку де-юре им начисляется зарплата без учета обязательных платежей. Затем из «грязной» суммы вычитаются взносы, достигающие 30% от ее размера, а также налог на доходы физических лиц в размере 13%. Оставшиеся 57% от начальной суммы и являются фактической зарплатой россиян.

Расчет фискальной нагрузки на граждан не практикуется финансовым ведомством – подсчеты осуществляются для экономики в целом. Эта величина высчитывается как доля налогов и сборов, уплаченных физическими и юридическими лицами, во внутреннем валовом продукте. В минувшем году она составила чуть менее 31,1%, рост относительно 2016 года составил почти 1,9%.

Директор Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович в беседе с агентством отметил: невзирая на то, что фискальная нагрузка по экономике в целом не слишком велика, реально россияне отдают более половины зарплаты. К 43% соцвзносов и НДФЛ следует добавить также 4% заработка, которые ежегодно «съедает» инфляция, а также 3-5% финансовых средств, которые граждане тратят на коррупционные подношения, заявил эксперт.

Квазифискальные платежи в законодательстве не закреплены, а глава государства свое понимание данного термина не огласил. Кабмин и эксперты также не дали единого определения неналоговым отчислениям. Агентство отмечает: в контексте населения обосновано применение термина «обязательные платежи», которым оперирует Росстат. Речь идет о расходах, которые граждане обязаны сделать.

В статистическом ведомстве к таким затратным статьям относят налоги, в частности, фискальные отчисления за жилье, земельные наделы и автомобили, все взносы и сборы, включая полисы ОСАГО, процентные начисления по банковским займам, а также штрафы, в том числе за несоблюдение ПДД. В Росстате подсчитали, что в 2016 году 58% обязательных расходов россияне сделали на уплату фискальных платежей и сборов, а еще 30% – на обслуживание кредитов. Кроме того, 10,7% расходов жителей РФ направляются на погашение счетов за жилищно-коммунальные услуги. Эти платежи также рационально добавить к квазифискальным.

Агентство отмечает, что не следует забывать о непрямых налогах, которые платят россияне. Это бензиновые акцизы и налог на добавленную стоимость, который с нового года вырастет с нынешних 18% до 20%. По подсчетам главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, этот налоговый маневр заставит каждого россиянина за год потратить на 5,1 тыс. рублей больше. Если бы налог не был увеличен, то реальные заработки граждан выросли бы на 2,3%, а с повышением НДС – всего на 1,1%, пояснил Шмаков. А эксперты Российского экономического университета имени Плеханова в своем прогнозе отмечают, что поступления в государственную казну в будущем бюджетном цикле планируется наращивать за счет повышения фискальных и квазифискальных платежей, а также путем ужесточения контроля за уплатой налогов.

Основными же драйверами фискальной нагрузки на граждан на всей территории РФ Шмаков называет увеличение штрафов, подорожание бензина, а также налоги на недвижимое имущество. Многие штрафы увеличиваются без достаточных обоснований параллельно с ростом цен на продовольственные товары. Такие изменения граждане переживают крайне болезненно, резюмирует эксперт.

При этом во всех этих расчетах как-то забылось о решении Госдумы и правительства о повышении НДС, что приведет к экспоненциальному росту нагрузки на кошельки граждан с января следующего года, тогда же и по этой же причине стране придется пережить первое из двух повышений тарифов ЖКХ. Примечательно также и то, что когда президент говорил о росте фискальной нагрузки на граждан, депутаты Госдумы обсуждали новый налог «на газировку», который производителями тут же будет взят из кошельков покупателей. В общем, пока чиновники будут считать существующую на граждан нагрузку, она успеет еще заметно подрасти с учетом планов правительства и депутатов на ввод разнообразных новых сборов.

Насколько обоснован рост стоимости продукции

Малый бизнес переписывает ценники из-за увеличения НДС. Как показал опрос «Ъ FM», примерно половина предпринимателей собираются повысить стоимость своей продукции или уже это сделали. Причем у многих рост будет больше чем 2%, на которые увеличился налог. Некоторые бизнесмены признаются, что других резервов, чтобы покрыть новые издержки, у них нет. К чему готовиться покупателям? Выяснял Григорий Колганов.

Повышение НДС по малому бизнесу вроде бы не должно было ударить, ведь многие предприниматели этой категории работают по упрощенной системе налогообложения. Но из-за увеличения фискальной нагрузки подорожали коммунальные услуги, аренда и логистика. А главное — продукция у поставщиков. Владелец алкомаркета «Виноград» Алексей Клименко с января переписывает ценники на отдельные виды товаров, а с февраля будет еще хуже. «Ценники вынуждены менять в ручном режиме на более дорогие позиции. На некоторые позиции остаются цены неизменными. Не каждый покупатель может себе позволить приобретать данный товар с условиями повышения. Уже письма от некоторых производителей поступили, что ожидается повышение цен ориентировочно на 5-7%», — рассказал Клименко.

Почему алкоголю добавляют стоимости

В сегменте премиум-ритейла тоже переписывают ценники. Основатель элитных сырных лавок «Сыры мира» Кирилл Тажиров признался, что вынужден был перенести дополнительные 2% НДС на карман потребителя, но тот вроде бы этого не заметил: «Подняли цены на 2%. Покупали сыр за 3,8 тыс. руб. килограмм, стал 3,9 тыс. руб. килограмм. Все-таки у нас элитный продукт. На нас не отразилось, чтобы продажи как-то уменьшились, или интернет-магазин плохо стал работать, такого нет.

Как покупали сыр, так и покупают».

Кстати, Кирилл Тажиров с этого года решил отказаться от НДС в пользу упрощенки. Он надеется, что в дальнейшем повышения цен из-за фискальной нагрузки удастся избежать. Впрочем, перекладывание на потребителя — не единственный способ компенсировать налоговые аппетиты государства. Учредитель гастрономического проекта Foody Алексей Коляда рассказывает, что после увеличения издержек начал активнее искать более выгодных партнеров: «Цены на ингредиенты, на продукты выросли, но мы еще не пересматривали свою ценовую политику. Мы постоянно работаем над поиском лучших предложений на рынке. Поставщики меняются. С начала года, наверное, треть наших поставщиков изменилась».

Как цены не оценили момента

Кстати, похожие результаты показал индекс RSBI — совместное исследование Промсвязьбанка и агентства Magram Market Research, проведенное в конце прошлого года. 46% представителей малого бизнеса собирались повышать цены вслед за НДС. Причем две трети из них планировали рост более чем на 2%. Руководитель по стратегическому развитию блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Александр Молоканов считает, что многие предприниматели просто нашли хороший повод, чтобы переписать ценники: «Мы видим, что они используют эту возможность не только, чтобы отыграть повышение НДС, но, может быть, как повод для того, чтобы цены поднять. Проще этот момент или идею продать покупателям, сказать, мол, видите, НДС увеличился, и, соответственно, мы поднимаем цены. И под это дело можно поднять их даже несколько больше».

А вот сфера услуг не нашла в повышении НДС повода поднимать цены, хотя их издержки выросли, как у всех. Приходится дорожить клиентом даже себе в убыток, признается владелец сети салонов красоты «Имидж лаборатория Персона» Игорь Стоянов: «Поднятие НДС сказалось в основном на поставщиках продукции. Они подняли на 3% цены с 1 февраля.

Если бы только повышение НДС заставляло бизнес переписывать ценники, проблема не стояла бы так остро, говорят предприниматели. Но в конце марта закончится заморозка розничной стоимости бензина. А еще на весну экономисты прогнозируют новый скачок доллара.

В Минэкономразвития подсчитали, что повышение НДС приведет к ускорению инфляции на 1,3%. В целом, по плану ведомства, этот показатель к концу года составит 4,3%.

Ссылка на основную публикацию